Демченко Александр Иванович
Музыковед, Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор, Почётный гражданин города Саратова, Почётный деятель Союза композиторов РФ, лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича, академик Российской и Европейской академий естествознания
Доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра комплексных художественных исследований, действительный член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования, почётное звание «Основатель научной школы», член редакционной коллегии ряда общероссийских журналов, Золотая медаль имени В.И.Вернадского за успехи в развитии отечественной науки, лауреат премии имени Д.Д.Шостаковича, почётный гражданин города Саратова. Автор около 900 научных публикаций, 156 книжных изданий. Его творческой деятельности посвящено более 130 статей и заметок.
Помимо обширнейшего круга работ по музыкальному искусству различных эпох и народов (монографии о классиках мировой музыки от Монтеверди до Брамса и от Глинки до Шнитке, а также фундаментальные исследования типа вышедшей в нынешнем году книги «Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции»), его основные усилия трёх последних десятилетий направлены на освоение мировой художественной культуры, рассматриваемой в максимальном объёме и с восхождением от региональной специфики и локальных особенностей к выявлению общего, магистрального в развитии мирового художественного процесса, взятого в его интернациональном охвате. Этот новационный метод ему впервые удалось реализовать в издании «Мировая художественная культура как системное целое» (М., 2010).
Параллельно этому А.И. Демченко публиковал ряд книг, посвящённых отдельным эпохам, стилям и направлениям искусства прежде всего в его классической составляющей (в диапазоне от издания «Немеркнущие идеалы Античности» до монографии «Серебряный век русской художественной культуры»), но и с выходами в сложную проблематику современности (показательны книги «Коллаж и полистистилистика», «Конструктивизм», «Космогония авангарда»). В настоящее время он готовит к публикации двенадцатитомное исследование «Вселенная слова, цвета, звука (История мировой художественной культуры)», в котором все виды искусства рассматриваются в их эволюции от истоков до наших дней, и трёхтомную «Художественную энциклопедию (Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Театр и Кино)». Всем этим закладывается фундамент нового научного направления – всеобщее или универсальное искусствознание, обращённое к изучению мирового художественного процесса в исчерпывающей полноте, с рассмотрением всех видов искусства.
Важное место в деятельности А.И.Демченко занимает изучение региональных культур и прежде всего художественной культуры Поволжья, где, естественно, определённый приоритет отдаётся местопребыванию автора (определённые итоги этому подведены в двух книгах, вышедших в 2015 году – «“Золотой фонд” столицы Поволжья» и «Вехи. События. Лица (Искусство Саратова)». Пафос подобных исследований состоит в том, чтобы вовлечь в орбиту безусловного достояния культуры весь круг высокохудожественных артефактов, созданных в российских регионах, поскольку обычно в качестве таковых выступают в основном принадлежащие Москве и Петербургу.
При всей интенсивности научных занятий А.И.Демченко отличает высокая активность и разносторонность просветительской деятельности. Его «послужной список» художественного критика насчитывает около тысячи статей и рецензий в местной и центральной прессе, не менее 400 выступлений по радио и телевидению (в том числе Всесоюзному и Российскому). В качестве лектора он провёл около шестисот встреч с самой различной аудиторией. Помимо Саратова и городов Саратовской области, неоднократно выезжал с выступлениями в другие регионы страны (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Минск, Гродно, Смоленск, Орёл, Воронеж, Тамбов, Ростов-на-Дону, Нальчик, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, Самара, Волгоград, Астрахань, Оренбург и др.).
О диапазоне его лекторской деятельности говорят такие проведённые им серии, как «Энциклопедия искусств (Художественные стили, школы и направления)». «Классики отечественной музыки», «Классики зарубежной музыки», «Выдающиеся музыканты-исполнители», «Ave Verum (Евангельские образы и сюжеты в европейской художественной культуре)», «Наш кинозал (Классика и авангард мирового кинематографа)», «Художественная сокровищница Поволжья» и особенно – художественно-познавательный цикл «Панорама столетий (История мировой художественной культуры от истоков до наших дней)», продолжавшийся свыше шести лет. Целый ряд лекций, посвященных отдельно взятым выдающимся художникам, архитекторам, писателям, деятелям музыкального искусства, театра и кино (скажем, в живописи от Джотто и Боттичелли через Рёриха и Пикассо до И.Глазунова и К.Васильева), позднее находил преломление в соответствующих изданиях (одно из наиболее примечательных – «Два солнца мировой литературы. Гёте и Пушкин»).
Книжные издания А.И.Демченко
01. Летопись эпохи в современном музыкальном искусстве. – Саратов, «Знание», 1979
02. Отечественная музыка начала ХХ века. – Саратов, СГУ, 1990
03. Концепционный анализ избранных произведений отечественной музыки начала ХХ века. – Саратов, Pan–Art, 1991
04. У времени в плену. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1991
05. Леонид Сметанников. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1994
06. Пианист Лев Шугом. – Саратов, Приволжское книжное издатель-ство,1996
07. Два пути музыкального исполнительства. Мария Юдина, Эмиль Гилельс. – Саратов, Pan–Art, 1998
08. Голос души мира (Искусство Ф.И. Шаляпина). – Саратов, Pan–Art, 1998
09. «Что не подвластно мне?..» (Муза Александра Пушкина). – Сара-тов, Pan–Art, 1999
10. Балет И.Стравинского «Весна священная». – М., Композитор, 2000
11. Эра Средневековья: из тьмы к свету. – Петербург, Пальмира, 2000
12. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. – Саратов, Pan–Art, 2001
13. «Музыка над Волгой». – Саратов, Приволжское книжное издательство, 2001
14. Юрий Массин Саратов, Приволжское книжное издательство, 2001
15. Музыкальная культура Саратова. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 2001
16. Полёт и музыка души. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 2002
17. Введение в музыкознание. – Саратов, Pan–Art, 2002
18. Музыкознание Древнего мира и Античности.– Саратов, Pan–Art, 2002
19. Музыкознание Средневековьяю. – Саратов, Pan–Art, 2002
20. Музыкознание эпохи Возрождения. – Саратов, Pan–Art, 2002
21. Музыкознание эпохи Барокко. – Саратов, Pan–Art, 2002
22. Музыкознание второй половины XVIII века.– Саратов, Pan–Art, 2002
23. Музыкознание первой половины XIX века. – Саратов, Pan–Art, 2002
24. Музыкознание второй половины XIX века. – Саратов, Pan–Art, 2002
25. Музыкознание рубежа и начала ХХ века. – Саратов, Pan–Art, 2002
26. Музыкознание первой половины ХХ века. – Саратов, Pan–Art, 2002
27. Музыкознание второй половины XX века. – Саратов, Pan–Art, 2002
28. Барокко. – Тамбов, ТГМПИ, 2002
29. Базисные эстетические постулаты эпохи Возрождения. – Новоси-бирск, Сибирь, 2002
30. Саратовские пианисты. – Саратов, СГК, 2002
31. Романтизм. – Тамбов, ТГМПИ, 2002
32. Искусство С.Я.Лемешева . Тверь, Верхневолжское издатель-ство,2002
33. Соискателю учёной степени. – Саратов, Pan–Art, 2003
34. К вершинам искусства. – Саратов, Pan–Art, 2003
35. Избранные статьи о музыке. Вып.1. – Саратов, 2003
36. Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства М., Композитор, 2003
37. Творчество Р.К.Щедрина. – Саратов, СГК, 2004
38. Русские певцы. – Саратов, Pan–Art, 2004
39. Творчество М.И.Глинки. – Саратов, СГК, 2004
40. Избранные статьи. Вып.2. – Саратов, СГК, 2004
41. Творчество А.Г.Шнитке. – Саратов, СГК, 2004
42. Модерн I. Начало ХХ века. (1890–1920-е гг.). – Саратов, Pan–Art, 2005
43. Модерн II. Середина ХХ века (1930–1950-е гг.). – Саратов, Pan–Art, 2005
44. Модерн III. Вторая половина ХХ века (1960–1980-е гг.). – Pan–Art, Саратов, 2005
45. ХХ век. – Саратов, Pan–Art, 2005
46. Лион Фейхтвангер. – Спб., Пальмира, 2005
47. Этюды о Пушкине Спб., Пальмира, 2005
48. Творчество Е.В.Гохман. – Саратов, СГК, 2005
49. Избранные статьи. Вып.4. – Саратов, СГК, 2005
50. Идея космизма в художественной культуре ХХ века. – Саратов, Pan–Art, 2005
51. Елена Гохман. – Саратов, Pan–Art, 2005
52. Пианист Анатолий Скрипай. – Саратов, СГК, 2005
53. Творчество Е.В.Гохман. – Саратов, СГК, 2005
54. Картина мира в музыкальном искусстве России начала ХХ века. – М., Композитор, 2005
55. Соискателю учёной степени кандидата искусствоведения. – Сара-тов, 2006
56. Древний мир. – Саратов, Научная книга 2006
57. Античность. – Саратов, Научная книга 2006
58. Средневековье. – Саратов, Научная книга 2006
59. Возрождение. – Саратов, Научная книга 2006
60. Барокко. – Саратов, Научная книга 2006
61. Просвещение. – Саратов, Научная книга 2006
62. Романтизм. – Саратов, Научная книга 2006
63. Постромантизм. – Саратов, Научная книга 2006
64. Модерн I. – Саратов, Научная книга 2006
65. Модерн II. – Саратов, Научная книга 2006
66. Модерн III. – Саратов, Научная книга 2006
67. Постмодерн. – Саратов, Научная книга, 2006
68. Мировая художественная культура. – Саратов, Научная книга, 2006
69. Два столетия музыкальной культуры Саратова Саратов, Приволжское книжное издательство, 2006
70. Искусство Сергея Лемешева. – Саратов, Научная книга, 2007
71. Этапы эволюции современной музыки. – Саратов, Научная книга, 2007
72. Творчество Й.Гайдна. – Саратов, СГК, 2007
73. Ж.Л.Давид. – Саратов, Pan–Art, 2007
74. А.К.Толстой. – СПб., Пальмира, 2007
75. Соискателю учёной степени кандидата искусствоведения. – Сара-тов, Научная книга, 2007
76. О.Энгр. – Саратов, Pan–Art, 2007
77. Странствующие актёры Средневековья. – Саратов, Научная книга, 2007
78. «Золотой век» русской художественной культуры. – Саратов, Научная книга, 2008
79. Коллаж и полистилистика. – Саратов, Pan–Art, 2008
80. «Русский путь» и «русская идея» в творчестве Рахманинова. – Саратов, Научная книга, 2008
81. Хуан Рамон Хименес и испанская поэзия ХХ века. – СПб., Пальмира, 2008
82. Творчество Стравинского. – Саратов, СГК, 2008
83. Творчество Рахманинова. – Саратов, СГК, 2008
84. Ранний русский музыкальный авангард. – Саратов, Научная книга, 2008
85. Статьи о музыке. – М., Композитор, 2008
86. Искусство Леонида Сметанникова. – М., Композитор, 2008
87. Мифологемы Древнего мира. – СПб, Пальмира, 2008
88. Гёте и музыка. – Саратов, СГК, 2009
89. А.С.Пушкин и музыка.– Саратов, СГК, 2009
90. А.К.Толстой и музыка. – Саратов, СГК, 2009
91. Гений из Энгельса. – Саратов, Белый город, 2009
92. Творчество Шнитке. – Саратов, СГК, 2009
93. Позднее творчество Альфреда Шнитке. – Саратов, Научная книга, 2009
94. Антитезы эпохи Барокко. – СПб, Пальмира, 2009
95. Альфред Шнитке. Контексты и концепты М., Композитор, 2009
96. Конструктивизм в музыкальном искусстве. – Саратов, СГК, 2009
97. Мировая художественная культура как системное целое. – М., Высшая школа, 2010
98. Соискателю учёной степени кандидата (доктора) искусствоведения М., Композитор, 2010
99. Русские певцы. – Саратов, СГК, 2010.
100. Райнер Мария Рильке. – СПб., Пальмира, 2010
101. Начало русской литературы. – Липецк, Рассвет, 2010
102. Иван Андреевич Крылов. – Тверь, Волга, 2010
103. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. – М., Композитор, 2010
104. Избранные страницы творчества Елены Гохман. – Саратов, Аквариус, 2010
105. Эстетика и антиэстетика тоталитаризма. – СПб., Пальмира, 2011
106. От Эзопа до Крылова. – Тверь, Волга, 2011
107. Салтыков-Щедрин: «Люблю Россию до боли…» Тверь, Волга, 2011
108. Сокровищница искусства Твери. – Тверь, Волга, 2011
109. Валентин Серов: Петербург–Домотканово. – Тверь, Волга, 2011
110. Творчество И.Ф.Стравинского. – Саратов, СГК, 2011
111. Творчество С.В.Рахманинова. – Саратов, СГК, 2011
112. «Серебряный век» русской художественной культуры. – Саратов, СГК,2011
113. Сокровищница искусства Ярославля. – Ярославль, Ярославия, 2011
114. Сокровищница искусства Костромы. – Кострома, Обитель, 2011
115. Сокровищница искусства Иванова. – Иваново, Доброхот, 2011
116. Сокровищница искусства Нижнего Новгорода. – Нижний Новгород, Арзамас, 2012
117. Врубель и его время Петербург, СПб., Пальмира, 2012
118. Рембрандт и его время Петербург, СПб., Пальмира, 2012
119. Космогония авангарда, Саратов, Аквариус, 2012
120. Музыка ХХ века. – Саратов, СГК, 2012
121. Творчество Р.К.Щедрина. – Саратов, СГК, 2012
122. Сокровищница искусства Ульяновска. – Ульяновск, Приволье, 2012
123. Сокровищница искусства Самары. – Самара, Жигули, 2012
124. Саратовская консерватория (1912–2012) Саратов, СГК, 2012
125. Классический реализм Постромантизма. – СПб., Пальмира, 2012
126. Маньеризм и рококо как ипостаси стиля барокко. Новосибирск, Сибирь, 2012
127. Сокровищница искусства Волгограда. – Волгоград, Степь, 2012
128. Сокровищница искусства Астрахани. – Астрахань, Дельта, 2012
129. Два солнца мировой литературы. М., Студент, 2012
130. Аналогии и параллели. – Саратов, СГК, 2013
131. Сергей Рахманинов. Звёзды и тернии «русского пути». – Тамбов, 2013
132. Мир музыкальной культуры. – Саратов, Аквариус, 2013
133. Сводная редакция евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна. – Саратов, СГК, 2013
134. Немеркнущие идеалы Античности – Пенза, Свет, 2013
135. «Золотой фонд» столицы Поволжья. – Саратов, Добродея, 2015
136. Коллаж и полистистилистика: от экспериментов авангарда в об-щехудожественное пространство (монография). – Саратов, СГК, 2015
137. Коллаж и полистистилистика (учебное пособие). – Саратов, СГК, 2015
138. За линией горизонта. – Саратов, СГК, 2015
139. Вехи. События. Лица (Искусство Саратова). – Саратов, Добродея, 2015
140. Творчество Г.В.Свиридова. – Саратов, СГК, 2015
141. Творчество А.И.Хачатуряна. – Саратов, СГК, 2015
142. Con tempo. Композитор Елена Гохман М., Композитор, 2016
143. Творчество С.С.Прокофьева. – Саратов, СГК, 2016
144. Творчество А.Г.Шнитке. – Саратов, СГК, 2016
145. Творчество М.И.Глинки. – Саратов, СГК, 2016
146. Азбука музыкального искусства. – Саратов, СГК, 2017
147. Два гения с берегов Волги. – Саратов, СГК, 2017
148. Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции М., Композитор, 2017
149. Избранные статьи. Вып.3. – Саратов, СГК, 2017
150. Классики отечественной музыки. Михаил Иванович Глинка. – М., Музыка, 2017
151. Очерки музыкального искусства. Барокко. – Саратов, СГК, 2017
152. Освободительная эпопея в зеркале музыкального искусства России. – Саарбрюккен, Lambert Academic Publishing, 2017
153. «…Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер. – Тамбов,
ТГМПИ, 2017