Полозов Сергей Павлович
Композитор, доктор искусствоведения, профессор
Родился 7 апреля 1963 г. в г. Новокузнецке Кемеровской области.
С 1978 по 1982 г. обучался в Новокузнецком музыкальном училище по специальности «Теория музыки», брал уроки композиции у В. А. Анненкова, выпускника Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой. С 1982 по 1989 г. обучался в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки по специальности «Композиция» в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Ф. Мурова. Обучение в консерватории прерывалось на 2 года (1983–1985 гг.) срочной службой в Советской армии в г. Белогорске Амурской области в военном оркестре. По окончании консерватории в 1989 г. была присвоена квалификация — композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. С 1989 по 1992 г. работал в Прокопьевском музыкальном училище преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. С 1990 по 1997 г. работал в Новокузнецком музыкальном училище преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. В 1995–1996 гг. работал заведующим музыкальной частью в Новокузнецком театре кукол. С 1997 г. работает в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Н. С. Бажанов). В 2015 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Информационный подход в исследовании музыкального искусства» (научный консультант — доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. И. Демченко). Ведёт класс сочинения и инструментовки, а также курсы музыкальной информатики, гармонии, полифонии и др. дисциплин. В 2017 г. назначен главным редактором журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания».
С. П. Полозов активно проводит творческую, педагогическую, научно-исследовательскую и общественную работу.
С. П. Полозов является автором около 90 музыкальных произведений в разных жанрах театральной, оркестровой, хоровой, камерно-инструментальной, камерно-вокальной музыки. 12 сочинений опубликованы в Саратове и Москве. Его музыка звучала как минимум в 73 концертах в Астрахани, Белогорске, Ивановке (Тамбовской области), Кемерове, Москве, Новокузнецке, Новомосковске, Новосибирске, Пензе, Прокопьевске, Рубцовске, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тамбове, Энгельсе. Для творческого письма композитора характерны острая экспрессия, интеллектуализм, концептуальность. В своих сочинениях он обращается к разным композиторским техникам и стилям. В ряде сочинений имеются признаки неоклассицистских устремлений. Для многих сочинений характерна театральность мышления, скрытая программность.
В Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова С. П. подготовил 9 выпускников по классу композиции (И. Чаплина, Н. Кадерова, В. Сердышов, Е. Ниронова, А. Кудишкин, С. Толкачёв, А. Фролова, Л. Байчорова, В. Генин), а также 2 выпускника по классу музыковедения (Т. Цой, Е. Каменская). В его классе аспирантуру и ассистентуру-стажировку закончили 5 композиторов (В. Сердышов, И. Субботин, А. Фролова, И. Дягилева, О. Ильина) и 1 музыковед (А. Петропавловский). Под его руководством защищены кандидатская (А. Петропавловский) и докторская (Н. Прядуха) диссертации. 6 учеников стали членами Союза композиторов России (О. Алюшина, И. Дягилева, И. Субботин, А. Фролова, И. Чаплина, В. Генин).
Ученики С. П. Полозова более чем 258 раз принимали участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах молодых композиторов в Астрахани, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Казани, Москве, Новокузнецке, Новосибирске, Нур-Султане (Казахстан), Омске, Петрозаводске, Пушкино, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Томске, Чайковском, Челябинске, Чикаго (США), Энгельсе и как минимум 128 раз занимали призовые места. Более чем 41 раз С. П. Полозов участвовал в качестве члена или председателя в работе жюри городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов в области композиторского, музыковедческого и мультимедийного творчества в Астрахани, Кемерове, Москве, Новокузнецке, Пензе, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Энгельсе.
С. П. Полозов является автором около 140 публикаций (в том числе 2 монографии). Сфера его научных интересов сопряжена преимущественно с изучением обучающих компьютерных технологий и информационных процессов в музыке, проблемами композиторского и исполнительского творчества, исполнительской и слушательской интерпретации музыкального произведения, музыкальной памяти, музыкального пространства и времени, музыкального образования. Отдельную область научных интересов П. составляет история саратовского старообрядчества.
Общественная деятельность С. П. Полозова также достаточно разнообразна. Он активно принимает участие в работе Саратовской организации Союза композиторов России, в члены которой он принят в 2005 г. В Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова он является ответственным представителем по РИНЦ, секретарём совета по НИР, с 2016 г. введён в члены диссертационного совета, где с 2017 по 2019 г. исполнял обязанности учёного секретаря. С 2015 г. состоит в членах Общероссийского профессионального союза «Национальный совет по современному музыкальному образованию». В 2018 г. назначен главным редактором журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания». Кроме того, он оказывал помощь обществу Ветеранов Великой Отечественной войны, участвовал в работе комиссии Министерства образования Саратовской области по проблеме использования музыкальных компьютерных обучающих программ в общеобразовательной школе, неоднократно принимал участие в мероприятиях, проводимых саратовским и областным методическим кабинетом.
2007. Благодарность города Саратова
2009. Благодарность администрации муниципального образования «Город Саратов»
2011. Почётная грамота министра культуры Саратовской области
2013. Почётная грамота администрации муниципального образования «Город Саратов»
2018. Благодарность губернатора
2019. Благодарственное письмо Саратовской городской думы
Конкурсы:
- Первый Всероссийский конкурс композиторов AVANTI. Москва (2018).
- Конкурс композиторов и исполнителей на соискание премии «Прохоровское поле». Белгород (2020).
- Третий Всероссийский конкурс композиторов AVANTI. Москва (2020).
Фестивали:
- Первый международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование». Москва (2006).
- Всероссийский фестиваль «Композиторы России — детям». Саратов (2008).
- Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней. Продолжение». Санкт-Петербург (2012).
- Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней. Продолжение 2» . Санкт-Петербург (2013).
- III Краевой музыкальный фестиваль «Весна в провинции». Рубцовск, Алтайский край (2023)
- Фестиваль «Венец Поволжья». Саратов (2014).
- Фестиваль «Музыка без границ». Пенза (2015).
- XXV Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней». Санкт-Петербург (2016).
- I фестиваль современной музыки «Пространство звука». Саратов (2017).
- Второй международный фестиваль «Мир искусства. Контрасты». Санкт-Петербург (2018).
- Фестиваль «Музыка без границ». Пенза (2018).
- Фестиваль «Музыка без границ». Пенза (2019).
- Камерный фестиваль Союза композиторов России «Пять вечеров». Москва (2019).
- IV Международный фестиваль современного искусства. Саратов (2021).
- II Всероссийский фестиваль творчества и науки «Искусство сегодня». Саратов (2023).
1982 «Perpetuum mobile» для скрипки и фортепиано
1982 Два вокализа для кларнета и фортепиано
1982 «Если ты не придешь». Песня на стихи Х. Посвятовской для голоса и фортепиано
1982 Монолог для флейты
1982 Монолог для трубы
1982 Прелюдия для фортепиано
1982 Хоральная прелюдия для органа
1982 «Юмореска» для двух флейт
1983 «Agnus Dei». Ария для баритона и фортепиано
1983 «Две лирические песни» на народные тексты для баритона и фортепиано
1983 Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота в 3 частях
1983 Маленькая кантата для смешанного хора a cappella в 3 частях
1983 «Стеклянный зверинец». Музыка к спектаклю по пьесе Т. Уильямса в 4 частях
1983 Хорал для баяна
1983 «Что в имени тебе моем?..». Романс на стихи А. Пушкина для баритона и фортепиано
1984 «Вальс-автобат» для духового оркестра
1984 «Грубым дается радость». Песня на стихи С. Есенина для вокально-инструментального ансамбля
1984 Марш для духового оркестра
1984 «Марш дальневосточников». Песня на стихи Г. Попова для голоса и фортепиано
1984 «Марш ракетчиков» для духового оркестра
1984 «Походный марш» для духового оркестра
1984 «Бахиана». Сюита для баяна в 3 частях
1985 «Буги-вуги». Песня на стихи С. Полозова для голоса и джазового оркестра
1985 «Джонни насвистывает» для саксофона, трубы, тромбона, ударных, ритм и бас гитар
1985 «И вновь мы на этой улице» для саксофона, двух валторн, тубы и ударных
1985 «И это я могу». Песня на стихи Э. Межелайтиса для вокально-инструментального ансамбля
1985 «Лирические песни». Цикл песен на стихи Э. Межелайтиса для вокально-инструментального ансамбля в 4 частях
1985 «Ожидание». Песня на стихи Э. Межелайтиса для голоса и фортепиано
1985 «Русские песни». Кантата на стихи С. Есенина для смешанного хора a cappella в 7 частях
1985 «Солдатская песня» на стихи Г. Попова для мужского хора и инструментального ансамбля
1985 «Теплый вечер» для джазового оркестра
1985 «Шесть пьес для детей» для домры и фортепиано
1985 «Льется дождь». Песня на стихи С. Бабика для голоса и фортепиано
1985 «Веришь или нет?». Песня на стихи В. Гина для голоса и фортепиано
1985 «Не медли в дальней стороне». Романс на стихи Ю. Лермонтова для баритона и фортепиано
1985 «Унылый колокола звон». Хор на стихи Ю. Лермонтова для смешанного хора a cappella
1986 Basso ostinato для фортепиано
1986 Вариации для баяна
1986 «Сирень». Три поэмы на стихи И. Анненского для баритона и фортепиано
1986 Сюита для трубы и фортепиано в 4 частях
1986 «Ода» для струнного оркестра
1987 Соната для виолончели и фортепиано в 2 частях
1987 «В деревне». Сюита для оркестра русских народных инструментов в 3 частях
1987 Три хора на народные тексты для мужского хора a cappella
1987 Увертюра для симфонического оркестра
1988 «Из поэзии Намжила Нимбуева». Вокальный цикл на стихи Н. Нимбуева для тенора и фортепиано в 4 частях
1989 «Песни о Стеньке Разине». Кантата на стихи А. Пушкина для тенора, мужского хора и симфонического оркестра в 3 частях
1990 «Молчи!». Хор на стихи Ф. Тютчева для женского хора a cappella
1990 «Песня» для оркестра русских народных инструментов
1990 «Скоморошьи погудки». Сюита для ансамбля русских народных инструментов в 4 частях
1991 «Сказ» для оркестра русских народных инструментов
1991 «На завалинке» для ансамбля русских народных инструментов
1991 «Казачья пирушка» для ансамбля русских народных инструментов
1991 «Шарманка» для 6 окарин
1991 «Упрямая девчоночка». Песня на стихи С. Полозова для голоса, ансамбля русских народных инструментов и джазового ансамбля
1991 «Цапля». Музыка к спектаклю по пьесе В. Аксенова в 2 частях
1991 «Шутка» для оркестра русских народных инструментов
1992 Вариации для 4 жалеек и оркестра русских народных инструментов
1993 Хор на стихи А. Кольцова
1993 «Ностальгия» для ансамбля народных инструментов
1993 «Сибирские пельмени». Хореографические картинки для симфонического оркестра в 2 частях
1994 «“Металлург” побеждай!». Песня на стихи Г. Кузнецова для вокально-инструментального ансамбля
1994 «Брак поневоле». Музыка к спектаклю по пьесе Ж.-Б. Мольера в 4 частях
1994 «Ночь. Дождь». Песня на стихи В. Аравина для вокально-инструментального ансамбля
1994 «Песенка про обед». Песня на стихи В. Аравина для детского хора и фортепиано
1995 «Девочка и медведь». Музыка к романтической сказке Ю. Самойлова в 7 частях
1995 «Емельяшка и компашка». Музыка к пьесе Ю. Самойлова (по Э. Успенскому) в 5 частях
2000 «Учитель». Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели в 4 частях
2002 «Полифоническая сюита» для баяна в 5 частях
2004 «Небеса». Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели в 2 частях
2006 Концерт для струнного оркестра в 3 частях
2008 «Поэма о любви» для струнного оркестра
2013 «Победа над солнцем». 4-я картина оперы по либретто А. Кручёных
2013 «Студенческий марш» для духового оркестра
2016 «Посвящение» («Страна, которой нет») для альта и фортепиано
2016 «Матвейкины мелодии» для фортепиано в 3 частях
2018 «Дорога, упирающаяся в небо» для кларнета и фортепиано
2018 «Искупление» для симфонического оркестра
2022 Ода для симфонического оркестра
2023 «Туча» для хора без сопровождения на стихи А. С. Пушкина
Список изданных сочинений:
- Полозов С. Полифоническая сюита // Концертные пьесы саратовских композиторов для баяна. Нотное издание. / Редактор-составитель В. В. Грачев. — Саратов: Изд-во Саратовская государственная консерватория, 2004. — С. 5–24.
- Полозов С. Вариации // Концертные пьесы саратовских композиторов для баяна. Нотное издание. / Редактор-составитель В. В. Грачев. — Саратов: Изд-во Саратовская государственная консерватория, 2004. — С. 25–36.
- Полозов С. П. Квартет № 1. «Учитель» // Королевский В. Г., Мишле В. С., Полозов П. С. Сочинения для струнного квартета. — Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. — С. 105–138.
- Полозов С. П. Квартет № 2. «Небеса» // Королевский В. Г., Мишле В. С., Полозов П. С. Сочинения для струнного квартета. — Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. — С. 139–163.
- Полозов С. Песенка про обед // Музыка и время. — 2017. — № 3. — С. 48–52.
- Полозов С. Матвейкины мелодии // Музыка и время. — 2017. — № 3. — С. 53–56.
- Полозов С. Две лирические песни на народные слова для баритона и фортепиано // Полозов С. Избранные вокальные сочинения / для голоса и фортепиано: нотное издание. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 9–15.
- Полозов С. Сирень. Три поэмы на стихи И. Ф. Анненского для баритона и фортепиано // Полозов С. Избранные вокальные сочинения / для голоса и фортепиано: нотное издание. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 16–29.
- Полозов С. Из поэзии Намжила Нимбуева. Вокальный цикл для тенора и фортепиано // Полозов С. Избранные вокальные сочинения / для голоса и фортепиано: нотное издание. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 30–41.
- Полозов С. Матвейкины мелодии // Камерная музыка современных саратовских композиторов: В. Мишле, С. Полозов, И. Субботин, В. Орлов. — Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. — С. 18–21.
- Полозов С. Basso ostinato // Камерная музыка современных саратовских композиторов: В. Мишле, С. Полозов, И. Субботин, В. Орлов. — Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. — С. 22–25.
- Полозов С. Сюита для трубы и фортепиано // Концертные пьесы саратовских композиторов для трубы (для трубы и фортепиано, трубы, фагота и камерного оркестра): учебно-методическое пособие / Редактор-составитель А. П. Даниленког. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. С. 13–29.
- Полозов С. П. Авторские редакции сочинений в рамках единого информационного поля как творческий метод С. В. Рахманинова // Рахманинов С. В. — национальная память России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 26–28 мая 2008 / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова; сост. С. В. Кострюкова; ред. И. Н. Вановская. — Тамбов, 2008. — С. 143–149.
- Полозов С. П., Полозова И. В. Богослужебные традиции старообрядцев города Вольска как пример проявления охранительной тенденции // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова — Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. — С. 228–249.
- Полозов С. П. Верность авторскому тексту или свобода исполнительского самовыражения (взгляды А. Рубинштейна и его педагогическая и исполнительская практика) // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2 (45). — С. 305–307.
- Полозов С. П. Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 1912–2022: Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. — С. 24–25.
- Полозов С. П. Визуализация музыкальной информации // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16–17 февраля 2007 г.). — Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. — Ч. 2. — С. 238–253.
- Полозов С. П. Влияние цифровой революции на систему музыкального образования // Музыкальное образование в XXI веке. Преподавание в области электронного музыкального творчества. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. Москва, 17–18 сентября 2017 г., Международная выставка NAMM MusikMesse Russia. — М.: Искусство и образование, 2018. — С. 13–16.
- Полозов С. П. Воспитание творческой личности в компьютеризированном обучении музыке // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы международной научно-практической конференции. — Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории, 2001. — С. 138–140.
- Полозов С. П. Двухлетний опыт и перспективы развития журнала // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2020. — № 2 (8). — С. 3–7.
- Полозов С. П. Значение ранних теоретико-информационных исследований стиля в музыке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 7 (45). — Ч. I. — C. 144–147.
- Полозов С. П. Из истории прииргизского старообрядчества XVIII–XIX вв. // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Вып. 3: Сборник статей. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. — С. 19–38.
- Полозов С. П. Из истории старообрядческой поморской общины города Саратова // История, теория и практика фольклора: сборник научных статей по материалам V Всероссийских научных чтений памяти Л. Л. Христиансена / Науч. ред. Ярешко А. С., ред.-сост. Михайлова А. А. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 161–167.
- Полозов С. П. Из опыта междисциплинарного взаимодействия музыкознания, семиотики и теории информации в XXI веке // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14–19 апреля 2014 года [Текст] / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. — М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. — С. 425–435.
- Полозов С. П. Из опыта применения информационного подхода в исследовании проблем музыкального образования // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 30 апреля 2013 г.) / отв. ред. Н. П. Монина. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. — С. 63–68.
- Полозов С. П. Информационная избыточность нотного текста // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2009. — С. 99–104.
- Полозов С. П. Информационная составляющая музыкальной памяти // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 54: по материалам X Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART X». Художественная картина мира. 30 декабря 2022 года / Редактор-составитель А. И. Демченко. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2023. — С. 129–136.
- Полозов С. П. Информационно-дидактические аспекты учебной работы с музыкальным редактором // PAX SONORIS: история и современность (Памяти М. А. Этингера): Научный журнал. Выпуск III. — Астрахань, 2008. — С. 201–207.
- Полозов С. П. Информационное взаимодействие музыки с другими видами искусств // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 15–16 октября 2008 года. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. — С. 53–55.
- Полозов С. П. Информационное взаимодействие слова и музыки // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сборник статей по материалам научной конференции 8–9 ноября 2007 года. / Гл. ред. — Л. В. Саввина. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — С. 128–131.
- Полозов С. П. Информационное обоснование поливариантности исполнительской интерпретации // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: Музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика: Параллели и взаимодействия. — М.: Книга по Требованию, 2012. — С. 214–221.
- Полозов С. П. Информационное содержание и взаимодействие видов музыкальной памяти // Научная школа А. И. Демченко. К 80-летию со дня рождения. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. — С. 205–213.
- Полозов С. П. Информационное содержание музыкальных знаков // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16–17 ноября 2006 года в 2-х частях. Часть 1. / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. — С. 54–64.
- Полозов С. П. Информационные аспекты музыкального мышления // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. — М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2009. — С. 87–91.
- Полозов С. П. Информационные аспекты написания музыкального диктанта // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6–9 апреля 2009 года. — М.: Человек, 2010. — С. 737–744.
- Полозов С. П. Информационные компьютерные технологии как инструмент учебной деятельности студента музыкального вуза // Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры: сборник научных трудов по итогам Международной научно-методической конференции (г. Саратов, 19–24 сентября 2011 г.). — Саратов, 2011. — С. 56–59.
- Полозов С. П. Информационные технологии в системе музыкального образования в Саратовской консерватории // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23–24 ноября 2017 г.). — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 214–220.
- Полозов С. П. Информационный взгляд на знаковую систему в музыке М. П. Мусоргского // М. П. Мусоргский: Истоки. Истина. Искусство: коллективное исследование: по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения М. П. Мусоргского (г. Великие Луки — д. Наумово, 15–17 марта 2019 г.) / Российский институт истории искусств; ред.-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский. — Санкт-Петербург; Великие Луки: РИИИ, 2019. — Вып. 2, ч. 1. — С. 92–102.
- Полозов С. П. Информационный подход в исследовании В. В. Медушевским динамических свойств музыки // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 3 (46). — С. 334–336.
- Полозов С. П. Информационный подход в музыковедении: Книга Е. А. Ручьевской «Функции музыкальной темы» // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9–12 апреля 2012 года. — М.: Книга по Требованию, 2012. — С. 401–407.
- Полозов С. П. Информационный подход в семиотических исследованиях музыки: из опыта междисциплинарных взаимодействий // Текст художественный: грани интерпретации: сборник научных статей по материалам международной конференции. — Петрозаводск: Verso, 2013. — С. 100–109.
- Полозов С. П. Информационный подход к квалификации уровня сложности тестовых заданий в музыкальном образовании // Художественное образование: преемственность и традиции. Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. С. Собинова. — Саратов, 2008. — С. 238–246.
- Полозов С. П. Информационный ракурс проблем синтеза искусств в современной музыкальной культуре // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре / Ред. А. В. Крылова. — Ростов/н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2016. — С. 31–41.
- Полозов С. П. Использование компьютерных технологий для создания музыкальной композиции // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9–10 ноября 2017 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: «Триада», 2017. — С. 199–206.
- Полозов С. П., Полозова И. В. История и певческие традиции старообрядцев села Черкасского Вольского района Саратовской области // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2018. — № 2. — С. 69–74.
- Полозов С. П., Полозова И. В. История и современное состояние старообрядчества в селе Черкасском Вольского района Саратовской области // Российское общество и Православная Церковь: уроки истории / Материалы конференции «Церковь и искусство» XIII Международных научно-образовательных Знаменских чтений 14 марта 2017 года. Курск / Главный редактор М. Л. Космовская, технический редактор — заведующая научно-исследовательской лабораторией музыкально-компьютерных технологий О. М. Молодых; филолог-корректор — Л. Г. Горшкова. — Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2017. — С. 149–157.
- Полозов С. П. История старообрядчества Хвалынского района Саратовской области // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26–30 декабря 2002 г. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 498–502.
- Полозов С. П. К вопросу о границе информационного поля музыки // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. I часть. — Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова, 2013. — С. 65–68.
- Полозов С. П. К истории прииргизского старообрядчества // 125 лет Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Проблемы историко-культурного развития Волго-Уральского региона. Этнографические исследования: Сборник научных докладов и сообщений, посвященных 200-летию Казанского университета. Часть III. — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2004. — С. 60–63.
- Полозов С. П. К истории старообрядчества Вольского района Саратовской области // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Научных Чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (25–26 ноября 2003 г.). — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2005. — С. 54–59.
- Полозов С. П. К истории старообрядчества города Хвалынска Саратовской области // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. Том 1. / ред.-сост. С. И. Хватова. – Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2020. – С. 188–198.
- Полозов С. П. К проблеме авторства музыкального произведения // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9 октября 2015 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: ООО «Триада», 2016. — С. 17–23.
- Полозов С. П., Сухова Л. Г. К проблеме качества программных продуктов, предназначенных для обучения музыке // Искусство и образование. — 2019. — № 6 (122). — С. 219–226.
- Полозов С. П. К проблеме применения информационных компьютерных технологий в музыкальном образовательном процессе // Славянский мир: философия образования. Материалы XII-й Международной научной конференции. Пермь, 27–28 октября 2011 г. — Пермь: Уральский гуманитарный институт, 2011. — С. 56–57.
- Полозов С. П. К проблеме семантики многократной репетиции звука в мелодии // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. — С. 132–144.
- Полозов С. П. К проблеме содержания учебного курса музыкальной информатики // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2019. — № 3 (5). — С. 85–88.
- Полозов С. П. К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2023. — № 2 (20). — С. 3–6.
- Полозов С. П. Как сделать обучение музыке увлекательным // Музыка и электроника. — 2013. — № 3. — С. 8–9.
- Полозов С. П. Классические университеты в информационных исследованиях музыки // Творческие факультеты в структуре классического университета: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 февраля 2013 г.) / [отв. ред. Н. П. Монина]. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. — С. 78–84.
- Полозов С. П. Компьютер как автономное средство обучения музыке // Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики: Сб. материалов Второй всероссийской науч.-практ. конф. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2013. С. 92–102.
- Полозов С. П. Компьютерные информационные технологии как средство повышения эффективности обучения музыке // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2 (45). — С. 145–147.
- Полозов С. П. Компьютерные технологии в формировании начальных пространственно-временных музыкальных представлений // «Прометей»-2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции, 2–6 окт. 2000. — Казань: Фэн, 2000. — С. 211–213.
- Полозов С. П. Компьютерные учебные пособия по теории музыки // Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры и критерии оценки / Сборник научных трудов под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. М. Редлиха. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА. Новокузнецк, 2002. — Часть 2. — С. 71–75.
- Полозов С. П. Конкурс молодых композиторов // Музыкальный Саратов. 2005, № 1. С. 16.
- Полозов С. П., Полозова И. В. Межкультурная коммуникация и ее значение в развитии искусства канонического типа // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе / ред.-сост. С. И. Хватова. — Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. — С. 509–531.
- Полозов С. П. Методика использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: учебно-методическое пособие. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. — 48 с.
- Полозов С. П. Музыка для глаз и живопись для слуха: пути взаимодействия музыкального и изобразительного искусства // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре: сборник трудов международной научной конференции 11–15 апреля 2019. Том I. Ростов н/Д.: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. — С. 59–71.
- Полозов С. П. Музыкальная культура как память // Музыкальная академия. — 2008. — № 2. — С. 121–124.
- Полозов С. П. Музыкальная наука в Саратовской консерватории и информационный подход // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть I: Сборник статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. — Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова, 2013. — С. 45–51.
- Полозов С. П. Музыкально-информационное обеспечение учебной деятельности студента // Музыка и электроника. — 2007. — № 3. — С. 15–16.
- Полозов С. П. Музыкальное мышление как фактор формирования и развития музыкальной культуры: информационное основание // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 340, ноябрь. — С. 70–75.
- Полозов С. П. Музыкальное содержание в контексте музыкального времени // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3–5 декабря 2002 года. — Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002. — С. 28–35.
- Полозов С. П. Музыкальность живописи как взаимодействие музыкального и изобразительного искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2021. — № 2 (12). — С. 9–14.
- Полозов С. П. Некоторые информационно-дидактические принципы работы над сочинением ученика на уроке композиции в музыкальной школе // Музыкальное искусство: история и современность: Сборник научных статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории. — Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. — С. 178–180.
- Полозов С. П. Некоторые общие социальные проблемы компьютеризации и информатизации общества и их проявления в компьютеризации музыкального образования // Вопросы музыкального образования: Сборник статей / Под ред.: Л. Н. Егоровой. — Новокузнецк, 1999. — С. 4–21.
- Полозов С. П. Некоторые особенности коммуникации в музыкальном искусстве эпохи постмодерна // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 24–27 апреля 2019 года / под общ. научн. ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М. Л. Зайцева, Р. Р. Будагян. — М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. — С. 134–141.
- Полозов С. П. О возможностях информационного подхода в исследовании музыкального искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2018. — № 1. — С. 21–31.
- Полозов С. П. О воссоздании авторского замысла и исполнительской интерпретации (на примере взглядов А. Рубинштейна) // III БОЛХОВИТИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы всероссийской научно-практической конференции (10–12 ноября 2010 года) / Отв. ред. Скрынникова О. А. — Воронеж: ВГИИ, 2016. — 143–146.
- Полозов С. П. О кумулятивной фазе в деятельности композитора // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сборник научных статей. — Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2012. — С. 331–337.
- Полозов С. П., Цой Т. В. О назначении письменной фиксации музыки, создаваемой при помощи компьютерных технологий // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы международной научно-практической конференции. — Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории, 2001. — С. 140–142.
- Полозов С. П. О некоторых возможностях использования компьютера как средства учебной деятельности студента теоретико-композиторского факультета музыкального вуза // Современное образование: тенденции и перспективы. Материалы научной программы I Всекузбасской выставки-ярмарки 13–16 октября 1998 г. — Новокузнецк: Институт повышения квалификации г. Новокузнецка, 1999. — С. 217–219.
- Полозов С. П. О некоторых свойствах художественного замысла музыкального произведения в структуре деятельности композитора // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 12–13 ноября 2015 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. — Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2015. — C. 97–102.
- Полозов С. П. О нулевой эмоциональной и смысловой информативности в авангардной музыке // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Ред.-сост. Н. А. Петрусёва. — Пермь, 2010. С. 154–160.
- Полозов С. П. О понимании смыслового содержания музыкального символа (на примере церковнославянского напева «Со святыми упокой») // Христианство и славянское культурное наследие: сб. науч. ст. в 2 ч. — Кемерово: КемГУКИ, 2013. — Ч. II. — С. 75–81.
- Полозов С. П. О применении информационного подхода в исследовании проблем музыкального образования // Образование в сфере искусства. — 2013. — № 1 (1) ноябрь. — С. 113–116.
- Полозов С. П. О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях // Проблемы музыкальной науки. — 2013. — № 2 (13). — С. 191–193.
- Полозов С. П. «О психологии музыкального восприятия» Е. В. Назайкинского как опыт применения информационного подхода в музыкознании // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие: Сборник научных статей по материалам Международной конференции 13–14 ноября 2012 года. — Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2012. — С. 40–47.
- Полозов С. П. О содержании учебного курса композиции в средних музыкальных учебных заведениях // Искусство и наука в образовательном пространстве: проблемы и перспективы: Сборник статей и материалов Международной научно-практической конференции 15 февраля 2019 года под общей и научной редакцией Г. Я. Вербицкой, М. Л. Ахмадуллина, И. А. Половянюк, Е. В. Гордеевой. — Уфа, 2019. — С. 426–432.
- Полозов С. П. О тезаурусной модели музыкального развития личности // Образование. Досуг. Творчество: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 17 ноября 2011 г.). — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. — С. 101–106.
- Полозов С. П. Об эффективности музыкальных информационных потоков при передаче знаний в компьютеризированном обучении музыке // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Вып. 6: Сборник статей / Ред.-сост. О. А. Киселёва. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2009. — С. 16–29.
- Полозов С. П. Образовательный стандарт и компьютерное тестирование в музыкальном образовании // Современное музыкальное образование — 2002: Материалы международной научно-практической конференции (10–12 октября 2002 г.). — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 170–174.
- Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 208 с.
- Полозов С. П. Обучающий и воспитательный потенциал музыки в процессе подготовки молодых специалистов в области музыкального искусства // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10 ноября 2016 г.) / отв. ред. Т. И. Чупахина , Н. И. Быкова, А. Ю. Павлов. — Омск: ЛИТЕРА, 2016. — С. 73–78.
- Полозов С. П., Полозова И. В. Опыт исследования истории и современной богослужебной певческой практики старообрядцев Саратовской области // Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты: В 2-х т. Том 1. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. — С. 422–426.
- Полозов С. П. Опыт обеспечения учебного процесса по овладению информационными технологиями в Саратовской консерватории // Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому, 24–25 ноября 2016 года. — Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2017. — С. 79–84.
- Полозов С. П. Основоположники теории информации о музыке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 7 (45). — Ч. II. — C. 161–163.
- Петропавловский А. В., Полозов С. П. Особенности воплощения и восприятия заимствованного материала в марше для военного духового оркестра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8 (46). — Ч. 2. — C. 132–136.
- Полозов С. П. Особенности информационных компьютерных технологий, предназначенных для музыкально-теоретического обучения // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 21 марта 2014 года. — Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. — С. 217–220.
- Полозов С. П. От редактора // Волынский Э. И. Кароль Шимановский. Жизнь и творчество: монография. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. — С. 4–7.
- Полозов С. П. От редактора // Моралёв О. Монологи, сцены и дуэты для альта, скрипки и струнного оркестра: нотное издание / под общ. ред. С. П. Полозова. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. — C. 3.
- Полозова И. В., Полозов С. П. Певческие традиции старообрядцев Саратовского Поволжья: история и современное состояние на примере с. Самодуровка // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2019. — № 4. — С. 68–80.
- Полозов С. П., Полозова И. В. Певческие центры старообрядцев-беспоповцев саратовского региона: сохранение традиций // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 28–29 сентября 2019 года / Гл. ред. и ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ПКФ «Триада», 2020. С. 285–294.
- Полозов С. П. Педагог — компьютер — ученик // Играем с начала. — 2013, № 3, март. — С. 18–19.
- Полозов С. П. Перспективы исследования музыкальной информации // Искусство и образование. — 2007. — № 4. — С. 49–52.
- Полозов С. П. Плюсы и минусы применения информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании в качестве средства учебной деятельности // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч-практ. конф., 17 февр. 2017 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. — Тамбов, 2017. — С. 479–484.
- Полозов С. П. Понятие информации и информационный подход в исследовании музыкального искусства: монография. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. — 252 с.
- Полозов С. П. Понятие информации и информационный подход в исследованиях М. Г. Арановского // Проблемы музыкальной науки. — 2012. — № 1 (10). — С. 6–11.
- Полозов С. П. Принципы построения программы по музыкальной информатике для средних музыкальных учебных заведений // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник статей / Под общ. ред. О. А. Киселёва. Вып. 4. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. — С. 4–9.
- Полозов С. П. Проблема нулевой звуковой информации в содержании музыки // Музыковедение. — 2009. — № 7. — С. 2–7.
- Полозов С. П. Проблема содержания учебной дисциплины «Музыкальная информатика» // Музыкальная информатика. Развитие научно-образовательной сферы: Сборник материалов Российской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы преподавания предмета «Музыкальная информатика» / РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г.; ред.-сост. Е.В. Орлова. — М.: Искусство и образование, 2018. — С. 7–11.
- Полозов С. П. Проблема тестирования на базе образовательного стандарта в музыкальном образовании // Творческие стратегии в современной музыкальной науке: Материалы докладов международной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16–19 ноября 2009 года. — Екатеринбург, 2010. — С. 328–336.
- Полозов С. П. Проблемы использования компьютерного тестирования на базе образовательного стандарта в музыкальном образовании // Современное образование: тенденции и перспективы. Материалы научной программы I Всекузбасской выставки-ярмарки 13–16 октября 1998 г. — Новокузнецк: Институт повышения квалификации г. Новокузнецка, 1999. — С. 214–216.
- Полозов С. П. Просвещение, информация и музыкальное развитие личности // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Булычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции. — Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. — С. 47–51.
- Полозов С. П. Прошлое и настоящее старообрядцев поморского согласия в Саратове // Саратовская область на пороге XXI века: Состояние и перспективы развития: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Саратовского государственного социально-экономического университета. 19–20 июня 2001 года. Ч. 2. — Саратов: СГСЭУ, 2001. — С. 37–39.
- Полозов С. П. Проявление национального начала в вокально-хоровой музыке // Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры: сб. науч. тр. / под ред. Г. Н. Петрова; БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии. — Чебоксары: Плакат, 2018. — С. 163–168.
- Полозов С. П., Полозова И. В. Развитие искусства канонического типа в контексте межкультурной коммуникации (от Средневековья к Новому времени) // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.), В. Д. Пономарев, Л. Ю. Егле; сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. — Кемерово: КемГИК, 2017. — Вып. 4. — С. 4–12.
- Полозов С. П. Рецензия на сборник фортепианных пьес Анны Демановой // Карусель сказок. Пьесы для фортепиано / сост. А. А. Демонова. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2023. — С. 3.
- Полозова И. В., Полозов С. П. Роль духовых инструментов в музыке Д. С. Бортнянского и отражение эстетики галантного стиля // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2019. — № 3. — С. 1–10.
- Полозов С. П. Роль информационного подхода в музыкально-семиотических исследованиях С. М. Мальцева // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции 13–14 ноября 2013 года. — Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. — С. 54–61.
- Полозов С. П. Роль информационной избыточности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 26–27 октября 2016 года, посвященной 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Изд.-во ООО «Триада», 2016. — С. 30–34.
- Полозов С. П. Роль освоения музыкального наследия в музыкальном развитии личности // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной научно-практической конференции. — Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2012. — С. 73–75.
- Полозов С. П. Роль редактора в передаче замысла композитора // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 28–29 апреля 2018 года / Гл. ред. и ред.-сост. В. О. Петров. — Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2019. — С. 179–182.
- Полозов С. П. Роль сочинения музыки в воспитании творческой личности // Музыкально-теоретические дисциплины: современные подходы к методике преподавания: Сборник статей / Гл. ред. — А. В. Козловцева, ред.-сост. — О. А. Литвинова. — Астрахань: Новая Линия, 2022. — С. 4–11.
- Полозов С. П. Семантика многократного повторения высоты звука в творчестве П. И. Чайковского // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2010. — № 3 (46). — С. 327–331.
- Полозов С. П. Семантика многократной репетиции звука в вокальной музыке Ф. Шуберта // Музыкальная академия. — 2010. — № 1. — С. 168–171.
- Полозов С. П. Семантика повтора в музыке: информационный подход // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13–14 ноября 2008 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина. — Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. — С. 77–80.
- Полозов С. П. Семантика приема репетиции на одном звуке в мелодии в инструментальной музыке Бетховена // PAX SONORIS: история и современность (Памяти М. А. Этингера): Научный журнал. Выпуск II (IV). — Астрахань, 2009. — С. 111–114.
- Полозов С. П. Смыслообразующие информационные элементы нотного текста // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Научных Чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (1–2 декабря 2005 г.). — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2006. — С. 67–82.
- Полозов С. П. Современное состояние старообрядчества в Хвалынском районе Саратовской области // Управление социальными процессами в регионах: Вторая Российская науч.-практич. конф.: Ч. 1. Регион как социум: социальная структура, институты и процессы: Сб. статей. — Екатеринбург, 2002. — С. 139–142.
- Полозов С. П. Содержание учебного курса композиции в начальных и средних музыкальных учебных заведениях // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2022. — № 2 (16). — С. 85–91.
- Полозов С. П. Соотношение интонации и информации в исследованиях В. В. Медушевского // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 3 (46). — С. 336–338.
- Полозов С. П. Состояние сельского старообрядчества в окрестностях города Вольска Саратовской области // Управление социальными процессами в регионах: Российская научно-практическая конференция. Ч. 1: Регион как социум: социальная структура, институты и процессы. — Екатеринбург, 2002. — С. 131–134.
- Полозов С. П. Старообрядчество в Саратове на протяжении XX века // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 4–5 декабря 2001 г.). — Смоленск: СГИИ, 2001. — С. 217–221.
- Полозов С. П. Старообрядчество города Вольска Саратовской области // Социология социальных трансформаций. — Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. — С. 346–350.
- Полозов С. П. Старообрядцы в северных районах Саратовской области // Управление социальными процессами в регионах: Третья Всероссийская науч.-практич. конф. Ч. 1: Регион как социум: социальная структура, институты и процессы: Сб. статей. — Екатеринбург, 2003. — С. 137–141.
- Полозов С. П. Структурирование диалогического пространства в процессе обучения музыке // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: сб. тез. докл. — Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. — С. 223–225.
- Полозов С. П. Творческое взаимодействие композиторов при коллективном сочинении музыки // «OPUS CORPORATE» — СОТВОРЧЕСТВО: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции в рамках Всероссийского форума «Музыкальное обозрение России» 14–15 сентября 2021 г. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. — С. 12–17.
- Полозов С. П. Тезаурусная модель музыкального развития личности // Искусствознание: теория, история, практика. № 1, 2011. Челябинск. — С. 69–73.
- Полозов С. П. Тембровая семантика в музыке Д. Д. Шостаковича // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 1–2 марта 2007 года. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — С. 239–250.
- Полозов С. П. Тестирование стандарта в музыкальном образовании // Искусство и образование. — 2009. — № 3. — С. 91–97.
- Полозов С. П. Условия использования компьютерных тренажерных программ в музыкальном образовании // Качество высшего педагогического образования (уровни, параметры и критерии оценки) / Сборник научных трудов под редакцией доктора технических наук, профессора И. М. Борко. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. — С. 91–99.
- Полозов С. П. Формирование информационной структуры музыкального сообщения // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГИМ, 2010. — Вып. 1. — С. 65–67.
- Полозов С. П. Формирование начальных музыкальных представлений методом визуализации звуковой информации // Современное состояние и тенденции развития культуры России и региона: материалы Второй Омской региональной научно-практической конференции. — Омск: Издатель-Полиграфист, 2009. — С. 116–119.
- Полозов С. П. Формы и методы использования музыкального редактора в учебном процессе // Вопросы музыкального образования: Сборник статей / Под ред.: Л. Н. Егоровой. — Новокузнецк, 1999. — С. 22–38.
- Полозов С. П. Формы компьютерного тестирования в музыкальном образовании // Новые информационные технологии в образовании: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции «Черноземье-97», 7–11 апреля 1997 года. — Воронеж: ВОИПКРО, 1997. — С. 126–127.
- Полозов С. П. Формы предъявления учебных знаний в компьютеризированном обучении музыке // Информационные технологии в управлении и образовании: Сб. трудов. — Новосибирск: Изд-во СИОТ РАО, 1997. — С. 78–89.
- Полозов С. П. Художественное значение репетиции звука в песне Ф. Шуберта «Путевой столб» // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления: Сборник научных статей. — Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2011. — С. 89–94.
- Polozov S. P. Author’s editing of compositions within a single information field as a creative method of S. V. Rachmaninov // Саратовское музыковедение: история, теория, практика: сборник научных статей / Пер. на англ. О. Петрова, Н. Тырникова, Е. Иванова. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. — С. 100–103.
- Polozov S. The Issue of Autonomy in Using Computer Information Technologies as a Means of Teaching Music // Proceedings of the 9th International Conference on Virtual Learning (ICVL). — Bucharest: Bucharest University Press, 2014. — P. 194–200.