Моралёв Олег Аркадьевич
(23 января 1922, Вятка — 24 января 2002, Москва)
Родился 23 января 1922 г. в Вятке (Киров) в семье инженера, любителя музыки. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано у выпускницы Лейпцигской консерватории М.И. Мышкиной. В 1940 г. был призван в ряды Красной армии, служил радистом в авиадивизии Забайкальского военного округа, в августе – сентябре 1945 г. участвовал в войне с Японией и был удостоен высоких наград: ордена Славы третьей степени и медали «За победу над Японией». После демобилизации в 1947 г. поступил в музыкальное училище при Московской консерватории в класс композиции Е.К. Голубева (ученика Н.Я. Мясковского), а затем продолжил образование в Московской консерватории у того же педагога. Среди его преподавателей были С.С. Скребков, А.И. Кандинский, Б.М. Ярустовский, а однокурсниками – А. Флярковский и Р. Щедрин, с которым Олег Аркадиевич долгие годы поддерживал дружеские отношения. Дипломная работа Моралёва включала три сочинения (Концертную пьесу для фортепиано с оркестром, Первую симфонию и «Кантату о Ленине»), которыми на государственном экзамене дирижировал Е.Ф. Светланов, бывший тогда дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. По окончании консерватории (1955) О.А. Моралёв по распределению был направлен в Свердловск и начал преподавать в Музыкальном училище имени П.И. Чайковского. В Свердловске его принимают в Союз композиторов, и в 1957 г. он становится членом правления Уральского отделения. С 1958 г. учится в аспирантуре у В.Н. Трамбицкого и одновременно ведет занятия в консерватории, а с 1962 г. остается на кафедре композиции. В УГК ему был поручен специальный курс чтения партитур и теоретические дисциплины у исполнителей. В Свердловске были сочинены такие масштабные произведения, как увертюра «День радости» для симфонического оркестра, фортепианный и виолончельный концерты, Первый струнный квартет. Многие из них записаны в фонд Всесоюзного радио. Виолончельный концерт звучал в Московском доме композиторов на творческом отчете Уральской организации СК (1965), значительный резонанс вызвало исполнение в Большом зале Московской консерватории симфонической поэмы «Подвиг», посвященной Герою Советского Союза, разведчику Н. Кузнецову. В 1968 г. О.А. Моралёв переехал в Саратов и начал преподавательскую деятельность на кафедре теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, в которой проработал вплоть до 2001 г. (с 1977 г. – доцент, с 1986-го – профессор). Многие его ученики стали членами Союза композиторов России, имеют почетные звания, преподают в различных музыкальных учебных заведениях страны. Одновременно с преподаванием О.А. Моралёв вел активную работу в Саратовской композиторской организации: с 1972 по 1983 г. был ее ответственным секретарем, а с 1988 г. – председателем, избирался членом ревизионных комиссий Союзов композиторов СССР и РСФСР. Среди произведений 70–80-х гг. следует отметить Вторую и Третью симфонии, поэму для хора а’ cappella и солиста «Черный человек» на стихи С. Есенина, вокальные циклы на стихи Э. Межелайтиса, квинтеты для духовых инструментов. В 1983 г. О.А. Моралёву было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Итоговыми сочинениями композитора можно назвать его партитуры 90-х гг.: Третий струнный квартет, «Монологи, сцены и дуэты» для альта, скрипки и симфонического оркестра и неоконченную оперу «Крепость» по одноименной повести А. Черкасова.
О.А. Моралёв умер 24 января 2002 г. в Саратове. 14 октября 2010 г. в Большом зале Саратовской консерватории в исполнении Академического симфонического оркестра Саратовской государственной филармонии имени А. Шнитке прозвучало одно из лучших произведений композитора «Монологи, сцены и дуэты» для альта, скрипки и струнного оркестра (дир. – А. Фельдман, сол.: Анатолий Григорьев – альт, Татьяна Авазова – скрипка).
Источник: https://sokomso.ru/members/moralev-oleg-arkadevich
Произведения для музыкального театра
2002 | «Крепость», оп. в 4 д. и 7 к. по одноим. повести А. Черкасова из романа «Хмель» (неоконч.) |
|
|
Симфонические произведения | |||
1951 | Сюита для симф. орк. | п-ра |
|
1955 | Концертная пьеса для фп и симф. орк. | п-ра; кл. | М: Сов. комп., 1960; УГК; ББ |
1958 | «Подвиг», симф. поэма памяти Героя Сов. Союза Н. Кузнецова | п-ра | М: Сов. комп., 1963; УГК; ББ |
1960 | Концерт для фп и симф. орк. | п-ра; кл. | М: Сов. комп., 1968; УГК; ББ |
1960 | Симфония №1 | п-ра |
|
1962 | Сюита для флейты, гобоя и симф. орк. | п-ра |
|
1964 | Элегия для виолонч. и симф. орк. | п-ра |
|
1964 | Концерт для виолонч. и симф. орк. | п-ра |
|
1966 | Лир. поэма для симф. орк. (посв. 50-летию Октяб. революции) | п-ра |
|
1967 | «Песнь радости», уверт. для симф. орк. | п-ра |
|
1971 | Симфония № 2, «Сибирское сказанье» в 4 пов. («Жестокость и нежность», «Ночь и любовь», «Новое и старое», «Вихри и судьбы») | п-ра |
|
1971 | Концерт для трубы и дух. орк. | п-ра |
|
1972 | Концерт для трубы и симф. орк. | п-ра |
|
1976 | Концерт для тромб. и симф. орк. | п-ра | М.: Сов. комп., 1985; УГК; ББ |
1980 | «Октябрьская ночь», симф. поэма | п-ра |
|
1984 | Симфония № 3 «К Родине» (для скр. и симф. орк.) | п-ра |
|
1984 | «Приветственная песнь», уверт. для симф. орк. | п-ра |
|
1985 | «Серенада-каприччио» для фагота и флейты с симф. орк. | п-ра |
|
1983 | Концертино для трубы и дух. орк. | п-ра |
|
1989 | «Астраханские напевы», концерт для симф. орк. | п-ра |
|
1990 | «Монологи, сцены и дуэты» для альта, скр. и стр. орк. | п-ра |
|
Вокально-симфонические произведения | |||
1955 | «Кантата о Ленине» для хора и симф. орк. на ст. разн. поэтов в 5 ч. | п-ра |
|
1969 | «В канун века», кант. для сол., хора и симф. орк. на ст. В. Назарова | п-ра |
|
1979 | «Вечность», кант. для хора и симф. орк. на ст. Г. Серебрякова | п-ра |
|
1980 | «Тетрадные листочки», кант. для дет. хора и симф. орк. на ст. М. Чернышева | п-ра |
|
1980 | «Утро встает», марш-песня на ст. М. Чернышева для хора, сол. и симф. орк. | п-ра |
|
1983 | «Гадкий утенок» для дет. хора и орк. на ст. М. Чернышева | п-ра |
|
1985 | «Если мы войну забудем», кант. | п-ра |
|
Произведения для хора | |||
1957 | «Байка» для хора а’ cappella на сл. Л. Вагановой | п-ра | М: Сов. комп., 1958; // Хоры сов. комп. без сопров. Вып. 4. М., 1963. С. 25-26; УГК |
| «Утро встает» для хора с фп, ст. И. Тарабукина | п-ра | // Песни комп. Урала. М., 1964. С. 26; УГК |
1972 | «Черный человек», поэма для гол. и хора на ст. С. Есенина | п-ра |
|
1984 | «Летний дождь» для дет. хора на ст. М. Чернышева | п-ра |
|
2000 | «Признание в любви» для хора а’ cappella | п-ра |
|
Произведения для русских народных инструментов | |||
1968 | Две эпические картины для валторны и орк. рус. нар. инстр. | п-ра |
|
1970 | Три обработки рус. нар. песен для гол. и баяна |
|
|
1973 | «Метелица», этюд для выборн. баяна |
|
|
1973 | «Загадка», пьеса для выборн. баяна |
|
|
1971 | Сюита для орк. рус. нар. инстр. | п-ра |
|
1980 | «Вы пойдемте-ка, ребяты», фантазия на рус. нар. песни о Стеньке Разине для нар. гол. и орк. нар. инстр. | п-ра |
|
1983 | Вальс для орк. рус. нар. инстр. | п-ра |
|
1983 | «Песня», пьеса для орк. нар. инстр. | п-ра |
|
1983 | «Три приятеля», пьеса-шутка для орк. рус. нар. инстр. | п-ра |
|
1989 | «Астраханские напевы», концерт для двух баянов и орк. нар. инстр. | п-ра |
|
Камерно-инструментальные произведения | |||
1957 | Струнный квартет № 1 в 2 ч. | п-ра |
|
1958 | Сонатина для фп соль мажор |
| М.,1959; // Сб. фп пьес. М.: Сов. комп., 1963. С. 47-60; УГК; ББ |
1959 | Соната для скрипки и фп в 3 ч. фа минор |
|
|
1963 | Три пьесы для фп: «Беспокойство», «Мечты», «Ссора» |
| М: Музыка, 1963; ББ (№2) |
1964 | Сонатина для фп соль минор |
| // Сб. сонатин сов. комп. Вып. 8. М., 1964. С. 52; УГК |
1964 | «Элегия» для флейты и фп |
|
|
1969 | «Танец» для кларнета и фп |
|
|
1970 | «Эй, ухнем», волжская фантазия для 2 фп |
|
|
1970 | Сонатина для гобоя, кларн. и фагота | п-ра |
|
1970 | «Три приятеля», пьеса для гобоя, кларн. и фагота | п-ра | М: Музыка, 1980 |
1970 | «Песня», пьеса для гобоя, кларн. и фагота | п-ра |
|
1970 | «Ночью», пьеса для гобоя, кларн., фагота и фп | п-ра |
|
1970 | «Скерцо» для кларн. и фп |
|
|
1972 | «Эй, ухнем», волж. фантазия» для двух фп |
| УГК (р.) |
1972 | «Прощальная серенада» для скр. и фп |
|
|
1972 | «Вечное движение» для скр. и фп |
|
|
1974 | Прелюдия и Фанфары для 9 труб и анс. ударн. инстр. (посв. строителям заволж. каналов) | п-ра | М: Сов. комп., 1979; ББ |
1976 | «Владимирские рожки», сюита в 4 ч. для четырех труб и челесты: «Кирила», «Над полями и лугами», «Вечер», «Прощальный хоровод звезд» | п-ра | // Пьесы для камерного ансамбля. Вып. 5. М. : Сов. комп., 1988. С. 60-93; ББ |
1978 | Квинтет №1 для медн. дух. инстр. в 2 ч. |
| М.: Сов. комп., 1984; ББ |
1979 | Струнный квартет №2 в 3 ч. | п-ра | Там же |
1980 | Квинтет № 2 для медн. дух. инстр.в 3 ч. | п-ра |
|
1981 | Четыре пьесы для арфы |
|
|
1983 | Квинтет № 3 для медн. дух. инстр. в 3 ч. | п-ра |
|
1986 | Квинтет № 4 для медн. дух. инстр. в 3 ч. «Свет памяти» | п-ра |
|
1987 | Квинтет № 5 для двух труб, валторны, тромбона и тубы в 3 ч. «Краковский хейнал» | п-ра |
|
1988 | Квинтет № 6 для медн. дух. инстр. в 3 ч. «Волжский пляс» | п-ра |
|
1996 | Струнный квартет № 3 в 2 ч. | п-ра |
|
Камерно-вокальные произведения | |||
1957 | «В апреле», ст. В. Тулина |
|
|
1958 | «Догони», дуэт на ст. Е. Клюшниковой |
|
|
1965 | «Ходит парень», ст. В. Елисеева |
|
|
1966 | «Тополек», для вок. анс. на ст. В. Елисеева |
|
|
1972 | «Солдатская душа», ст. Н. Палькина |
|
|
1972 | «Куст калины», ст. Н. Палькина |
|
|
1972 | «Метелица», ст. Н. Палькина |
|
|
1972 | «Мне милый с Камы написал», ст. М. Крылова |
|
|
1973 | «Смерть солдата», вок. цикл в 7 ч. на ст. Э. Межелайтиса для гол. и фп: 1. Поцелуй; 2. Бой; 3. Звезда; 4. Ручей; 5. Жаворонок; 6. Облачко; 7. Кузнечик; 8. Борьба; 9. Буквы; 10. Эпитафия |
| М.: Сов. комп., 1980; ББ |
1975 | «Три настроения», ст. Э. Межелайтиса: «Распутье», «Под весенним дождем», «Снег» |
|
|
1977 | «Перечитывая Александра Блока», вок. цикл |
| М.: Сов. комп., 1988; ББ |
1983 | «Мой дом родной Саратов» на ст. М. Чернышева |
|
|
1983 | «Над великой рекой», ст. З. Заневской |
|
|
1984 | «Рабочий человек», ст. М. Чернышева |
|
|
1984 | «Саратовская гармошка», ст. М. Чернышева |
|
|
Музыка для театральных спектаклей | |||
1969 | «Аленушка и солдат» |
| Сарат. театр кукол «Теремок» |
1970 | «Голубой Щенок» |
| Сарат. театр кукол «Теремок» |
1971 | «Идиот» по Ф.М. Достоевскому |
| Сарат. театр драмы |
1973 | «Таланты и поклонники» по А. Островскому |
| Сарат. театр драмы |
1979 | «Горячее сердце» по А. Островскому |
| Сарат. театр драмы |
Страница в разработке
Вартанова Е. Ты в сердце моем, Россия. Композитор Олег Моралёв. Саратов: «Юл», 2001;
Гранковская И. Г. Олег Аркадьевич Моралёв // Композиторы Урала: Сб. очерков. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968. С. 99-102;
Вартанова Е. Олег Моралёв // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008;
Христиансен Л. Олег Моралёв // Композиторы Российской Федерации. Вып. 4. М, 1987;
Шабалина Л. Олег Аркадьевич Моралёв // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 97-98.